МКОУ "Верхказанская СОШ"
с. Верх-Казанка
  • Антитеррористическая безопасность

    Проведение мероприятий по предупреждению диверсионных действий, экстремистской и террористической деятельности

            Диверсия - совершение взрыва, поджога или иных действий, направленных на разрушение или повреждение предприятий, сооружений, объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, средств связи, объектов жизнеобеспечения населения либо на нанесение вреда здоровью людей и (или) компонентам природной среды, если эти действия совершены в целях подрыва экономической безопасности и (или) обороноспособности Российской Федерации.

           Экстремизм – это приверженность к крайним взглядам, позициям и мерам в общественной деятельности. Он выражается в различных формах, начиная от проявлений, не выходящих за конституционные рамки, и заканчивая такими острыми и общественно опасными формами, как провокация беспорядков, гражданское неповиновение, повстанческая деятельность и террористические акции.

           Терроризм - это массовое и политически-значимое явление при котором отдельные группы в обществе начинают ставить под сомнение законность и права государства, этим оправдывая свой переход к террору для достижения поставленных целей.
    Различные преступные группировки совершают террористические акты для устрашения и уничтожения конкурентов, для воздействия на государственную власть с тем, чтобы добиться наилучших условий для своей преступной деятельности. Жертвой террористического акта может стать каждый - даже тот, кто не имеет ни малейшего отношения к конфликту, породившему террористический акт.

    Ответственность

         29 декабря 2022 года вступил в силу Федеральный закон № 586-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации.

         Ранее Уголовным кодексом Российской Федерации (далее - УК РФ) предусматривалась ответственность только за совершение взрыва, поджога или иных действий, направленных на разрушение или повреждение предприятий, сооружений, объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, средств связи, объектов жизнеобеспечения населения в целях подрыва экономической безопасности и обороноспособности Российской Федерации. Указанные действия охватываются понятием «диверсия» и квалифицируются по статье 281 УК РФ. Совершение данного преступления наказывается лишением свободы на срок от десяти до пятнадцати лет.

         За диверсию, совершенную организованной группой, либо повлекшую причинение значительного имущественного ущерба или наступление иных тяжких последствий, предусмотрено лишение свободы на срок от двенадцати до двадцати лет.

         В случае, если вышеуказанные действия повлекли умышленное причинение смерти человеку, лишение свободы может быть назначено на срок от пятнадцати до двадцати лет или пожизненно.

         Федеральным законом от 29.12.2022 № 586-ФЗ криминализированы иные действия, связанные с диверсионной деятельностью, в частности, содействие, обучение диверсионной деятельности и ряд других.

         Так, согласно статье 281.1 УК РФ уголовная ответственность наступает за содействие диверсионной деятельности, а именно склонение, вербовку или иное вовлечение лица в совершение хотя бы одного из преступлений, предусмотренных статьёй 281 УК РФ, вооружение или подготовка лица в целях совершения указанных преступлений, а равно финансирование диверсии. Указанные действия наказываются лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет.

         Пособничество в совершении указанных преступлений наказывается лишением свободы на срок от десяти до двадцати лет.

         За организацию совершения рассматриваемых противоправных деяний или руководство реализацией преступного умысла, а равно финансирование диверсии предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок от пятнадцати до двадцати лет или пожизненного лишения свободы.

         Прохождение лицом обучения, заведомо для обучающегося проводимого в целях осуществления диверсионной деятельности либо совершения хотя бы одного из преступлений, предусмотренных статьёй 281 УК РФ, квалифицируется по статье 281.2 УК РФ и наказывается лишением свободы на срок от пятнадцати до двадцати лет или пожизненным лишением свободы. Обучением признается в том числе приобретение знаний, практических умений и навыков в ходе занятий по физической и психологической подготовке, при изучении способов совершения диверсионных преступлений, правил обращения с оружием, взрывными устройствами, взрывчатыми, отравляющими, а также иными веществами и предметами, представляющими опасность для окружающих.

         Состав преступления по статье 281.3 УК РФ предусматривает ответственность за организацию диверсионного сообщества и участие в нем.

         Под диверсионным сообществом понимается устойчивая группа лиц, заранее объединившихся в целях осуществления диверсионной деятельности либо для подготовки или совершения одного или нескольких преступлений индивидуальной направленности, а также иных преступлений в целях пропаганды, оправдания и поддержки диверсии. Создание такого сообщества, а равно руководство им или его структурными подразделениями влечет наказание в виде лишения свободы на срок от пятнадцати до двадцати лет или пожизненно.

         Участие в диверсионном сообществе также является преступлением, которое предусмотрено частью 2 статьи 281.3 УК РФ и наказывается лишением свободы на срок от пяти до десяти лет.

         Лицо, совершившее преступление согласно одной из вышеперечисленных статей, в случае сообщения органам власти о совершенном преступлении, способствования его пресечению и раскрытию освобождается от уголовной ответственности (примечание к статьям 281.1 — 281.З УК РФ).

         УК РФ Статья 282.1. Организация экстремистского сообщества (введена Федеральным законом от 25.07.2002 N 112-ФЗ)

         1. Создание экстремистского сообщества, то есть организованной группы лиц для подготовки или совершения преступлений экстремистской направленности, а равно руководство таким экстремистским сообществом, его частью или входящими в такое сообщество структурными подразделениями, а также создание объединения организаторов, руководителей или иных представителей частей или структурных подразделений такого сообщества в целях разработки планов и (или) условий для совершения преступлений экстремистской направленности - (в ред. Федерального закона от 24.07.2007 N 211-ФЗ) наказывается штрафом в размере от четырехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до четырех лет либо лишением свободы на срок от шести до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до десяти лет и с ограничением свободы на срок от одного года до двух лет. (в ред. Федерального закона от 06.07.2016 N 375-ФЗ) 

         1.1. Склонение, вербовка или иное вовлечение лица в деятельность экстремистского сообщества - наказываются штрафом в размере от трехсот тысяч до семисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до четырех лет, либо принудительными работами на срок от двух до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового и с ограничением свободы на срок от одного года до двух лет, либо лишением свободы на срок от четырех до восьми лет с ограничением свободы на срок от одного года до двух лет. (в ред. Федерального закона от 06.07.2016 N 375-ФЗ) (часть 1.1 введена Федеральным законом от 05.05.2014 N 130-ФЗ)

         2. Участие в экстремистском сообществе - наказывается штрафом в размере от трехсот тысяч до шестисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до трех лет, либо принудительными работами на срок от одного года до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового и с ограничением свободы на срок до одного года, либо лишением свободы на срок от двух до шести лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового и с ограничением свободы на срок до одного года. (в ред. Федерального закона от 06.07.2016 N 375-ФЗ) 

         3. Деяния, предусмотренные частями первойпервой.1 или второй настоящей статьи, совершенные лицом с использованием своего служебного положения, - (в ред. Федерального закона от 05.05.2014 N 130-ФЗ) наказываются лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет со штрафом в размере от трехсот тысяч до семисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до трех лет либо без такового, с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до десяти лет или без такового и с ограничением свободы на срок от одного года до двух лет. (в ред. Федерального закона от 06.07.2016 N 375-ФЗ) 

         Примечания. 1. Лицо, впервые совершившее преступление, предусмотренное настоящей статьей, и добровольно прекратившее участие в деятельности экстремистского сообщества, освобождается от уголовной ответственности, если в его действиях не содержится иного состава преступления. (п. 1 в ред. Федерального закона от 06.07.2016 N 375-ФЗ)
         2. Под преступлениями экстремистской направленности в настоящем Кодексе понимаются преступления, совершенные по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы, предусмотренные соответствующими статьями Особенной части настоящего Кодекса и пунктом "е" части первой статьи 63 настоящего Кодекса.  (примечания в ред. Федерального закона от 24.07.2007 N 211-ФЗ) 

         КоАП РФ Статья 20.29. Производство и распространение экстремистских материалов (введена Федеральным законом от 24.07.2007 N 211-ФЗ)

         Массовое распространение экстремистских материалов, включенных в опубликованный федеральный список экстремистских материалов, иных экстремистских материалов, указанных в пункте 3 статьи 1 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности", либо их производство или хранение в целях массового распространения, за исключением случаев, предусмотренных частями 4.1 и 6 статьи 13.15статьями 13.3720.3 и 20.3.2 настоящего Кодекса, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, - (в ред. Федерального закона от 13.06.2023 N 231-ФЗ) влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей либо административный арест на срок до пятнадцати суток с конфискацией указанных материалов и оборудования, использованного для их производства; на должностных лиц - от двух тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией указанных материалов и оборудования, использованного для их производства; на юридических лиц - от ста тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток с конфискацией указанных материалов и оборудования, использованного для их производства. (в ред. Федерального закона от 02.05.2015 N 116-ФЗ)

         Статья 205 УК РФ. Террористический акт

         1. Совершение взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий, в целях дестабилизации деятельности органов власти или международных организаций либо воздействия на принятие ими решений, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях – наказываются лишением свободы на срок от десяти до пятнадцати лет.

         2. Те же деяния:

         а) совершенные группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;
         б) повлекшие по неосторожности смерть человека;
         в) повлекшие причинение значительного имущественного ущерба либо наступление иных тяжких последствий, - наказываются лишением свободы на срок от двенадцати до двадцати лет с ограничением свободы на срок от одного года до двух лет.

         3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, если они:

         а) сопряжены с посягательством на объекты использования атомной энергии либо с использованием ядерных материалов, радиоактивных веществ или источников радиоактивного излучения либо ядовитых, отравляющих, токсичных, опасных химических или биологических веществ;
         б) повлекли умышленное причинение смерти человеку, - наказываются лишением свободы на срок от пятнадцати до двадцати лет с ограничением свободы на срок от одного года до двух лет или пожизненным лишением свободы.

         Примечание:
    Лицо, участвовавшее в подготовке террористического акта, освобождается от уголовной ответственности, если оно своевременным предупреждением органов власти или иным способом способствовало предотвращению осуществления террористического акта и, если в действиях этого лица не содержится иного состава преступления.

         Статья 205.1 УК РФ. Содействие террористической деятельности

         1. Склонение, вербовка или иное вовлечение лица в совершение хотя бы одного из преступлений, предусмотренных статьями 205, 205.2, 205.3, 205.4, 205.5, 206, 208, 211, 220, 221, 277, 278, 279, 360 и 361 настоящего Кодекса, вооружение или подготовка лица в целях совершения хотя бы одного из указанных преступлений, а равно финансирование терроризма – наказываются лишением свободы на срок от пяти до десяти лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей либо в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо без такового.

         2. Те же деяния, совершенные лицом с использованием своего служебного положения, - наказываются лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет со штрафом в размере от пятисот тысяч до одного миллиона рублей либо в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от трех до пяти лет либо без такового.

         3. Пособничество в совершении хотя бы одного из преступлений, предусмотренных статьей 205, частью третьей статьи 206, частью первой статьи 208 настоящего Кодекса, - наказывается лишением свободы на срок от десяти до двадцати лет.

         4. Организация совершения хотя бы одного из преступлений, предусмотренных статьями 205, 205.3, частями третьей и четвертой статьи 206, частью четвертой статьи 211 настоящего Кодекса, или руководство его совершением, а равно организация финансирования терроризма – наказываются лишением свободы на срок от пятнадцати до двадцати лет с ограничением свободы на срок от одного года до двух лет или пожизненным лишением свободы.

         Примечания:

         1. Под финансированием терроризма в настоящем Кодексе понимается предоставление или сбор средств либо оказание финансовых услуг с осознанием того, что они предназначены для финансирования организации, подготовки или совершения хотя бы одного из преступлений, предусмотренных статьями 205, 205.1, 205.2, 205.3, 205.4, 205.5, 206, 208, 211, 220, 221, 277, 278, 279 и 360 настоящего Кодекса, либо для финансирования или иного материального обеспечения лица в целях совершения им хотя бы одного из этих преступлений, либо для обеспечения организованной группы, незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации), созданных или создаваемых для совершения хотя бы одного из этих преступлений.

         1.1. Под пособничеством в настоящей статье понимаются умышленное содействие совершению преступления советами, указаниями, предоставлением информации, средств или орудий совершения преступления либо устранением препятствий к его совершению, а также обещание скрыть преступника, средства или орудия совершения преступления, следы преступления либо предметы, добытые преступным путем, а равно обещание приобрести или сбыть такие предметы.

         2. Лицо, совершившее преступление, предусмотренное настоящей статьей, освобождается от уголовной ответственности, если оно своевременным сообщением органам власти или иным образом способствовало предотвращению либо пресечению преступления, которое оно финансировало и (или) совершению которого содействовало, и если в его действиях не содержится иного состава преступления.

         Статья 205.2 К РФ. Публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публичное оправдание терроризма

         1. Публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публичное оправдание терроризма наказываются штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей либо в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо  лишением свободы на срок от двух до пяти лет.

         2. Те же деяния, совершенные с использованием средств массовой информации либо электронных или информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети "Интернет", наказываются штрафом в размере от трехсот тысяч до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от трех до пяти лет либо лишением свободы на срок от пяти до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет.

         Статья 205.3 УК РФ. Прохождение обучения в целях осуществления террористической деятельности

         Прохождение лицом обучения, заведомо для обучающегося проводимого в целях осуществления террористической деятельности либо совершения одного из преступлений, предусмотренных статьями 205.1, 206, 208, 211, 277, 278, 279, 360 и 361 настоящего Кодекса, в том числе приобретение знаний, практических умений и навыков в ходе занятий по физической и психологической подготовке, при изучении способов совершения указанных преступлений, правил обращения с оружием, взрывными устройствами, взрывчатыми, отравляющими, а также иными веществами и предметами, представляющими опасность для окружающих, - наказывается лишением свободы на срок от пятнадцати до двадцати лет с ограничением свободы на срок от одного года до двух лет или пожизненным лишением свободы.

         Примечание:
         Лицо, совершившее преступление, предусмотренное настоящей статьей, освобождается от уголовной ответственности, если оно сообщило органам власти о прохождении обучения, заведомо для обучающегося проводимого в целях осуществления террористической деятельности либо совершения одного из преступлений, предусмотренных статьями 205.1, 206, 208, 211, 277, 278, 279, 360 и 361 настоящего Кодекса, способствовало раскрытию совершенного преступления или выявлению других лиц, прошедших такое обучение, осуществлявших, организовавших или финансировавших такое обучение, а также мест его проведения и если в его действиях не содержится иного состава преступления.

         Статья 205.4. УК РФ. Организация террористического сообщества и участие в нем

         1. Создание террористического сообщества, то есть устойчивой группы лиц, заранее объединившихся в целях осуществления террористической деятельности либо для подготовки или совершения одного либо нескольких преступлений, предусмотренных статьями 205.1, 205.2, 206, 208, 211, 220, 221, 277, 278, 279, 360 и 361 настоящего Кодекса, либо иных преступлений в целях пропаганды, оправдания и поддержки терроризма, а равно руководство таким террористическим сообществом, его частью или входящими в такое сообщество структурными подразделениями наказываются  лишением свободы на срок от пятнадцати до двадцати лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового и с ограничением свободы на срок от одного года до двух лет или пожизненным лишением свободы.

         2. Участие в террористическом сообществе наказывается лишением свободы на срок от пяти до десяти лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей либо в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо без такового.

         Примечания:
         1. Лицо, добровольно прекратившее участие в террористическом сообществе и сообщившее о его существовании, освобождается от уголовной ответственности, если в его действиях не содержится иного состава преступления. Не может признаваться добровольным прекращение участия в террористическом сообществе в момент или после задержания лица либо в момент или после начала производства в отношении его и заведомо для него следственных, либо иных процессуальных действий.
         2. Под поддержкой терроризма в настоящей статье, пункте "р" части первой статьи 63 и примечании к статье 205.2 настоящего Кодекса понимается оказание услуг, материальной, финансовой или любой иной помощи, способствующих осуществлению террористической деятельности.

         Статья 205.5 УК РФ. Организация деятельности террористической организации и участие в деятельности такой организации

         1. Организация деятельности организации, которая в соответствии с законодательством Российской Федерации признана террористической, наказывается лишением свободы на срок от пятнадцати до двадцати лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового и с ограничением свободы на срок от одного года до двух лет или пожизненным лишением свободы.

         2. Участие в деятельности организации, которая в соответствии с законодательством Российской Федерации признана террористической, - наказывается лишением свободы на срок от десяти до двадцати лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей либо в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо без такового.

         Примечание:
         Лицо, впервые совершившее преступление, предусмотренное настоящей статьей, и добровольно прекратившее участие в деятельности организации, которая в соответствии с законодательством Российской Федерации признана террористической, освобождается от уголовной ответственности, если в его действиях не содержится иного состава преступления. Не может признаваться добровольным прекращение участия в деятельности организации, которая в соответствии с законодательством Российской Федерации признана террористической, в момент или после задержания лица либо в момент или после начала производства в отношении его и заведомо для него следственных либо иных процессуальных действий.

         Статья 205.6 УК РФ. Несообщение о преступлении

         Несообщение в органы власти, уполномоченные рассматривать сообщения о преступлении, о лице (лицах), которое по достоверно известным сведениям готовит, совершает или совершило хотя бы одно из преступлений, предусмотренных статьями 205, 205.1, 205.2, 205.3, 205.4, 205.5, 206, 208, 211, 220, 221, 277, 278, 279, 360 и 361 настоящего Кодекса, - наказывается штрафом в размере до ста тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо принудительными работами на срок до одного года, либо лишением свободы на тот же срок.

         Примечание:
         Лицо не подлежит уголовной ответственности за несообщение о подготовке или совершении преступления его супругом или близким родственником.

         Статья 206 УК РФ. Захват заложника

         1. Захват или удержание лица в качестве заложника, совершенные в целях понуждения государства, организации или гражданина совершить какое-либо действие или воздержаться от совершения какого-либо действия как условия освобождения заложника, - наказываются лишением свободы на срок от пяти до десяти лет.

         2. Те же деяния, совершенные:
         а) группой лиц по предварительному сговору;
        б) утратил силу;
        в) с применением насилия, опасного для жизни или здоровья;
        г) с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия;
        д) в отношении заведомо несовершеннолетнего;
        е) в отношении женщины, заведомо для виновного находящейся в состоянии беременности;
        ж) в отношении двух или более лиц;
        з) из корыстных побуждений или по найму, - наказываются лишением свободы на срок от шести до пятнадцати лет с ограничением свободы на срок от одного года до двух лет.

        2. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, если они совершены организованной группой либо повлекли по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия, - наказываются лишением свободы на срок от восьми до двадцати лет с ограничением свободы на срок от одного года до двух лет.

        3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, если они повлекли умышленное причинение смерти человеку, - наказываются лишением свободы на срок от пятнадцати до двадцати лет с ограничением свободы на срок от одного года до двух лет или пожизненным лишением свободы.

        Примечание:
        Лицо, добровольно или по требованию властей освободившее заложника, освобождается от уголовной ответственности, если в его действиях не содержится иного состава преступления.

        Статья 207 УК РФ. Заведомо ложное сообщение об акте терроризма

        1. Заведомо ложное сообщение о готовящихся взрыве, поджоге или иных действиях, создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий, - наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо ринудительными работами на срок до трех лет, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до трех лет.

        2. То же деяние, повлекшее причинение крупного ущерба либо наступление иных тяжких последствий, - наказывается штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от восемнадцати месяцев до трех лет либо  лишением свободы на срок до пяти лет.

         Примечание:
         Крупным ущербом в настоящей статье признается ущерб, сумма которого превышает один миллион рублей.

    Нормативно-правовая база

      • Международная конвенция о борьбе с захватом заложников 1979 г.;
      • Международная конвенция о борьбе с финансированием терроризма 1999 г.;
      • Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом, экстремизмом от 15 июня 2001 года;
      • Декларация Генеральной Ассамблеи ООН о мерах по ликвидации международного терроризма от 9 декабря 1994 г.;
      • Резолюции Совета Безопасности ООН.

         Конституция Российской Федерации (12 декабря 1993 г. с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ).

         - Указ Президента Российской Федерации от 09 мая 05.2017 №203  "О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы"

        - Указ Президента Российской Федерации от 21 декабря 2016 г. № 699 "Об утверждении Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации и Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации"

        - Указ Президента Российской Федерации от 17 февраля 2016 г. № 64 «О некоторых вопросах Межведомственной комиссии по противодействию экстремизму в Российской Федерации»

        - Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации»

        - Указ Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. № 1666 «О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года»

        - Указ Президента Российской Федерации от 1 марта 2011 г. № 248 «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации»

        - Федеральный закон от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию террористов" (пункт 2 статьи 6).

        - Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации " (подпункт 7.1 части 1 статьи 14).

        - Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации".

        - Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности».

        - Федеральный конституционный закон от 28 июня 2004 г. № 5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации».

        - Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях».

        - Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях».

        - Федеральный закон от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ «О политических партиях».

        - Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

        - Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ «О безопасности».

        - Федеральный закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

        - Федеральный закон от 26 ноября 1996 г. № 138-ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления».

        - Федеральный закон от 10 июня 2008 г. №76-ФЗ «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания».

        - Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».

        - Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции».

        - Федеральный закон от 23 июня 2016 г. № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации».

        - Федеральный закон от 2 апреля 2014 г. № 44-ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка».
     

    Уголовный кодекс Российской Федерации (в ред. от 30.12.2015 № 441ФЗ, с изм., внесенными постановлениями Конституционного Суда РФ от 16.07.2015 № 22-П).

    Психологическое воздействие на ребенка

    • обострение социальной напряженности в молодежной среде (характеризуется комплексом социальных проблем, включающим в себя проблемы уровня и качества образования, «выживания» на рынке труда, социального неравенства, снижения авторитета правоохранительных органов и т. д.);
    • криминализация ряда сфер общественной жизни (в молодежной среде это выражается в широком вовлечении молодых людей в криминальные сферы бизнеса и т. п.);
    • изменение ценностных ориентаций (значительную опасность представляют зарубежные и религиозные организации и секты, насаждающие религиозный фанатизм и экстремизм, отрицание норм и конституционных обязанностей, а также чуждые российскому обществу ценности);
    • проявление так называемого «исламского фактора» (пропаганда среди молодых мусульман России идей религиозного экстремизма, организация выезда молодых мусульман на обучение в страны исламского мира, где осуществляется вербовочная работа со стороны представителей международных экстремистских и террористических организаций);
    • рост национализма и сепаратизма (активная деятельность молодежных националистических группировок и движений, которые используются отдельными общественно-политическими силами для реализации своих целей);
    • наличие незаконного оборота средств совершения экстремистских акций (некоторые молодежные экстремистские организации в противоправных целях занимаются изготовлением и хранением взрывных устройств, обучают обращению с огнестрельным и холодным оружием и т. п.);
    • использование в деструктивных целях психологического фактора (агрессия, свойственная молодежной психологии, активно используется опытными лидерами экстремистских организаций для осуществления акций экстремистской направленности);
    • использование сети Интернет в противоправных целях (обеспечивает радикальным общественным организациям доступ к широкой ауди- тории и пропаганде своей деятельности, возможность размещения подробной информации о своих целях и задачах, времени и месте встреч, планируемых акциях).

    во-первых, экстремизм формируется преимущественно в маргинальной среде. Он постоянно подпитывается неопределенностью положения молодого человека и его неустановившимися взглядами на происходящее;

    во-вторых, экстремизм чаще всего проявляется в системах и ситуациях, характерных отсутствием действующих нормативов, установок, ориентирующих на законопослушность, консенсус с государственными институтами;

    в-третьих, экстремизм проявляется чаще в тех обществах и группах, где проявляется низкий уровень самоуважения или же условия способствуют игнорированию прав личности;

    в-четвертых, данный феномен характерен для общностей не столько с так называемым «низким уровнем культуры», сколько с культурой разорванной, деформированной, не являющей собой целостности;

    в-пятых, экстремизм соответствует обществам и группам, принявшим идеологию насилия и проповедующим нравственную неразборчивость, особенно в средствах достижения целей.

           Деструктивным называют поведение, которое не соответствует нормам и социальным ролям и направлено на радикальное неприятие альтернативных точек зрения.

         Деструктивное поведение — это поведение, которое формируется под влиянием социальной и культурной среды и направлено на разрушение материальных вещей, принятых норм и правил, а также причинение вреда себе и окружающим.

         Деструктивное поведение подростков имеет две основных формы:

    1. Делинквентная форма. Это цепь поступков, которые противоречат правовым нормам, принятым в обществе (семейно-бытовые конфликты, ДТП, несоблюдения дисциплины, грубые проступки). 
    2. Девиантная форма. Это поведение, которое противоречит нравственным общественным нормам (алкоголизм, наркомания, склонность к суициду). 

         По отношению к социальным объектам деструктивное поведение можно разделить на несколько видов:

    • Интраперсональное. Человек проявляет пренебрежительное отношение к себе, употребляет алкоголь или запрещённые вещества, не следит за внешним видом, не соблюдает безопасность при использовании технических средств или во время вождения автомобиля. 
    • Интерперсональное. Деструктивное поведение проявляется по отношению к другим людям. Человек выражает неуважение к собеседнику, старается понизить его значимость, за счёт этого он повышает свою самооценку. Сюда относятся оскорбления, угрозы, клевета и т. д.. 
    • Метаперсональное. Деструктивная личность отказывается выполнять свою роль, например, трудовую или семейную. Это проявляется в форме моббинга, буллинга по отношению к участникам группы, межгрупповых конфликтах, массовых беспорядках, невыполнения своих прямых обязанностей. 

         К формам деструктивного поведения относятся экстремизм, терроризм и другие отклонения от нормального поведения.

         Экстремизм и терроризм – проблемы, злободневные для современного общества. Приверженцы крайних взглядов и мер, радикальных способов решения проблем разжигают национальную рознь, религиозную вражду. Эти явления угрожают не только нравственным и духовным устоям общества, но и жизни людей. Экстремизм в нынешнее время является одной из наиболее сложных социально-политических проблем. И, к сожалению, именно юные граждане могут пополнить ряды экстремистских и террористических организаций.

         1. Внезапное изменение лексики, не связанное с получаемыми новыми знаниями в ходе образовательного процесса. Резкое увеличение числа разговоров на политические и социальные темы, в ходе которых высказываются крайние суждения и проявляются признаки нетерпимости. Устойчиво произносятся ранее не употреблявшиеся ими слова, которые не характерны для конкретной микросоциальной группы или семьи и обозначают, в том числе:

         -иерархию в религиозной или военизированной структуре (эмир, эмират, джихад, моджахед, пастор, учитель, старейшина, гуру ит.п.);

        -новые социальные обязательства (иншалла (клянусь), «хлебом клянусь», упоминание названий джамаатов, к которым принадлежит человек, крещение «святым духом», поклонение субботе);

      -произнесение цитат из религиозных текстов, текстов из выступлений политических лидеров, деятельность которых направлена на насильственное изменение конституционного строя, или ссылки на них.

    1. Резкое изменение в поведении, появление ранее не характерных для конкретного человека характеристик:

         - общительный молодой человек становится замкнутым, настороженным;

         - раздражение в случае расспросов о его состоянии;

         - симптоматика устойчивого страха, подозрительности;

       - возможен и диаметрально противоположный вариант — человек становится уверенным, даже самоуверенным и высокомерным, получая поддержку в новой социальной группе;

        -         внезапная интенсивная увлеченность силовыми видами спорта, восточными единоборствами, рукопашным боем или боями без правил, стрельбой, владение холодным оружием;

       -         изменяется отношение к женщине (поддерживаются и одобряются разговоры о неполноценности женщин, их невысоких умственных способностях и личных качествах; отношение к женщине становится высокомерным, как к «низшему существу»);

        -         резкое и внезапное изменение пищевого рациона (например, отказ от блюд из свинины, обилие растительной пищи и травяных приправ);

        -         повышенное увлечение вредными привычками, прогрессирует не нормативная жаргонная лексика;

    -         частая смена сим-карт.

    1. Подросток проводит много времени за компьютером или само- образованием по вопросам, не относящимся к школьному обучению, художественной литературе, фильмам, компьютерным играм:

        - наличие большого числа сохраненных ссылок или файлов с текстами, видеороликами или изображениями экстремистско-политического или социально-экстремального содержания;

            - удаление истории посещения сайтов и иных файлов, содержащих данные о работе в сети, практически после каждого выхода в сеть Интернет;

        - внезапная, без видимых причин увлеченность религиозными, эзотерическими материалами (видеоролики, тексты, специализированные электронные ресурсы), в разговоре – ссылки на новые авторитеты в этой области или ссылки на содержание видеороликов, текстов, сайтов;

         - увлеченность специальными компьютерными играми, в которых разыгрываются смешанные (он-лайн и офф-лайн) сценарии, основанные на пропаганде религиозного, расового, этнического, политического противостояния, включающие прямые насильственные действия в реальной жизни и требующие фото-, видеоотчета в он-лайн режиме (например, электронная «Большая Игра. Сломай систему»);

         - псевдонимы в интернете, пароли и т.п. носят крайне экстремистский характер.

         4.      Резко изменяются стиль одежды и внешний вид, соответствуя правилам определенной субкультуры:

        -        девушка начинает носить хиджаб; из гардероба исчезают «вызывающие» элементы одежды (декольтированные блузы, короткие юбки, чрезмерно яркая и пестрая одежда); изменяется прическа (голова в общественном месте всегда покрыта платком); из обихода исчезают духи и косметика;

        -        юноша перестает носить галстук; цвета одежды «темнеют» и становятся однородными; появляются специализированные четки; отращивается характерная бородка (лица, принадлежащие к ваххабизму, перестают носить нижнее белье, что соответствует особой традиции);

       -        появляются татуировки (элементы одежды) на арабском языке, чаще всего цитаты из исламских религиозных текстов, а также из культуры «исламских моджахедов», языческие руны (татуировки на японском или китайском языках в современной культуре воспринимаются скорее как интересные картинки, придавая владельцу стиль и элемент загадочности);

        -        в гардеробе появляются одежда с нацистской символикой, стилизованные ботинки, предметы-атрибуты (например, значки с нацистской символикой); наносятся татуировки с нацистской символикой или цитатами из соответствующих источников; стрижка очень короткая или голова обривается.

    1. Появление новых знакомых-приятелей с неочевидной социальной идентификацией:

         - новые знакомые не принадлежат к одноклассникам;

         - по возрасту значительно старше;

        - явное несовпадение круга интересов и круга знакомых;

        - новые знакомые не сообщают сведений о своей предыдущей жизни или умышленно искажают их;

        - новые знакомые избегают знакомства с семьей или ближайшим окружением обучающегося, предпочитают общение он-лайн или в собственной группе.

    - истероиды,

    - лица с паранойяльной настроенностью,

    - психастеники,

    - зависимый тип личности, лица из семей с гиперопекой,

    - лица из неполных семей,

    - лица из асоциальных семей,

    - лица с ограниченными физическими возможностями,

    - лица, пережившие тяжелые психотравмы,

    - лица с развитым эйдетическим восприятием (галлюцинации наяву),

    - лица, склонные к конфабуляциям (разновидность «ложных воспоминаний», «галлюцинации воспоминания»),

    - дети из семей религиозно-экстремистских объединений и псевдорелигиозных сект.

    - низкая самооценка с постоянной, зачастую агрессивной готовностью к защите своей личности;

    - переживание социальной несправедливости со склонностью проецировать причины своих жизненных неудач на близкое окружение или общество в целом;

    - социальная изолированность и отчужденность, ощущение нахождения на обочине общества и потери жизненной перспективы;

    - сильная (как правило, не удовлетворенная) потребность в присоединении или принадлежности к значимой группе.

    Сопровождение ребенка:

    1. Основные направления профилактической работы:

    Система диагностики личности:

    а) уровень сформированности качеств личности;

    б) общие творческие способности;

    в) речевое развитие;

    г) подготовленность ребенка к школе:

    л) педагогические установки родителей;

    е) родительское отношение, к ребенку.

    Работа с учащимися:

    а) формирование интегративных качеств личности (самостоятельности, честности, трудолюбия, гуманизма и т.д.);

    б) нравственно-психологическое просвещение (права ребенка);

    в) формирование общих творческих способностей, организация творческой деятельности учащихся на основе их интересов;

    г) формирование заботливого отношения к членам семьи;

    д) воспитание культуры отношений;

    е) развитие культуры речи;

    ж) обеспечение успеха в учебной деятельности.

    Работа с семьей:

    а) формирование педагогической культуры родителей;

    б) организация совместной деятельности родителей и учащихся.

    Совместная деятельность школы и органов правопорядка:

    а) выявление мотивов правонарушений младших школьников;

    б) разъяснительная работа относительно сущности и причин правонарушений и преступлений;

    в) организация досуга школьников в микросоциуме.

    Коррекционно-развивающая деятельность в формировании личности трудновоспитуемых подростков.

    Под коррекцией понимается система психолого-педагогических воздействий, направленных не только на преодоление или ослабление отрицательных качеств личности ребенка, но и на формирование противоположных по отношению к ним положительных качеств.

    • формирование гражданской идентичности личности;
    • формирование толерантности установок сознания и поведения;
    • формирование коммуникативной компетентности и — способности противостоять манипулятивному воздействию;
    • профилактика стигматизации, буллинга, агрессии и насилия в образовательном учреждении;
    • оптимизация типа семейного воспитания и детско-родительских отношений в направлении доверия, эмоциональной близости и взаимопонимания;
    • содействие в построении индивидуальной образовательной траектории и предварительного профессионального самоопределения;
    • преодоление негативных последствий психотравмирующих событий;
    • формирование устойчивости к стрессу и фрустрации на основе конструктивных стратегий совладания.
    1. Информирование обучающихся о терроризме и экстремизме, об опасности экстремистских организаций в контексте исторических событий, их объективный анализ, без «подмены понятий».
    2. Проведение педагогических советов с приглашением сотрудников правоохранительных органов, классных часов и родительских собраний, на которых разъясняются меры ответственности родителей и детей за право- нарушения экстремистской направленности.
    3. Наблюдение за внешним видом обучающихся, за тем, как они проводят свободное время, пользуются сетью Интернет и мобильным теле- фоном.
    4. Пропаганда среди обучающихся здорового образа жизни в контексте общесоциальной нормы, а не нормы, присущей определенной социальной группе, проведение мероприятий по патриотическому и нравственному воспитанию подростков, проведение спортивных и культурно-массовых досуговых мероприятий.
    5. Укрепление толерантного сознания и поведения среди подрост- ков, повышение их социальной компетентности, прежде всего, способности к слушанию, сочувствию, состраданию.
    6. Снижение у детей предубеждений и уход от стереотипов в сфере межличностного общения. Этому способствуют совместная деятельность подростков, творческая атмосфера в группе, дискуссии, ролевые игры, решение ситуационных задач, обучение методам конструктивного разрешения проблем и конфликтов в повседневном общении, ведению переговоров.
    7. Разоблачение религиозных заблуждений, распространяемых радикальными проповедниками, а также одновременная демонстрация верного духовного пути на основе раскрытия истинных понятий и гуманистических принципов религии.
    8. Создание условий для снижения агрессии, напряженности.
    9. Вовлечение подростков, наиболее подверженных негативному влиянию («группа риска»), в организацию и проведение внеаудиторных воспитательных мероприятий.
    10. Создание альтернативных форм реализации экстремального потенциала молодежи, например, школьный спорт, разнообразные хобби и клубы.

    Вторичная профилактика организация адресной работы с обучающимися, попавшими под воздействие идеологии терроризма и религиозного экстремизма, возможна путем оказания грамотной психологической помощи, полного включения их в позитивную среду развития. Сложность адресной профилактики обусловливается закрытостью групп и лиц, являющихся объектом профилактического воздействия. Поэтому в первую очередь надо научиться «входить» в такую группу с позиции «собрата» и раз- говаривать с подростками на «одном языке». Возникает необходимость в овладении теологическими аспектами, понимании субкультуры изучаемой группы, а именно, ее ценностной системы, групповой терминологии, и в обретении определенных ролевых навыков.

    1. Просветительская работа, касающаяся религиозных культур. Беседы с учащимся о том, с кем он общается, как проводит время и что его волнует. Обсуждение политической, социальной и экономической обстановки в мире, межэтнических и межрелигиозных отношений. Подростку трудно разобраться в хитросплетениях мирового социума, и экстремистские группы часто пользуются этим, трактуя определенные события в пользу своей идеологии.
    2. Психологическая коррекция. Важны убеждение и внушение, в том числе с религиозным обоснованием, того, что необходимо продолжать активную жизнедеятельность: обучение, труд, общение с родственниками и т.д. Нельзя осуждать категорически увлечения подростка, идеологию группы – такая манера обязательно натолкнется на протест. Необходимо попытаться выяснить причину экстремистского настроения, обсудить, зачем это нужно подростку.

    Основой «контрпропаганды» должен стать тезис о том, что человек сможет гораздо больше сделать для переустройства мира, если будет учиться дальше и как можно лучше, став, таким образом, профессионалом и авторитетом в обществе, за которым пойдут и к которому прислушаются. Приводите больше примеров из истории и личной жизни о событиях, когда люди разных национальностей и раз вместе добивались определенных целей. Обязательным условием такого общения должны стать мягкость и ненавязчивость.

    1. Идейно-патриотическое воспитание на основе истории и идейно- политическое просвещение. Контроль информации, которую получают учащиеся. Обращайте внимание, какие передачи смотрят, какие книги читают, на каких сайтах бывают. СМИ – это мощное оружие экстремистов в пропаганде.

    4.       Социальная реабилитация к жизни в реальных условиях. Контроль досуга учащегося. Спортивные секции, кружки по интересам, общественные организации, военно-патриотические клубы дадут возможность для реализации самовыражения подростка, значительно расширят круг общения. Ограничьте общение подростка со знакомыми, оказывающими на него негативное влияние, попытайтесь изолировать его от лидера группы.

    Ссылки для обращения граждан по вопросам терроризма и экстремизма:

    Ссылки на видеоматериалы по профилактике экстремизма и терроризма:

    Практические направления деятельности

    Оформление кабинета ОБиЗР

    Мероприятия

    Сроки

    выполнения

    Ответственный

    1.

    Организационно-управленческое

    и методическое обеспечение деятельности

    1.1

    Разработка плана мероприятий с определением цели, задач и ответственных исполнителей

    Сентябрь

    Администрация

    1.2

    Участие в семинарах, вебинарах по вопросам профилактики правонарушений подростков, экстремизма, формирования толерантного сознания детей и молодежи

    в течение года

    Заместитель директора по ВР, социальный педагог, педагог-психолог, классные руководители

    1.3

    Формирование методического материала по мероприятиям профилактики и предупреждения экстремистских проявлений среди воспитанников школы

    Постоянно

    Библиотекарь, социальный педагог, классные руководители

    1.4

    Изучение администрацией, педагогами школы нормативных документов по противодействию экстремизма среди учащихся

    постоянно

    Заместитель директора по ВР, социальный педагог, педагог-психолог, преподаватель ОБиЗР

    1.5

    Подготовка и обновление материалов информационного стенда по профилактике экстремистских проявлений среди учащихся

    в течение года

    Педагог-психолог, социальный педагог

    1.6

    Организация и проведение мероприятий, направленных на предупреждение проявлений экстремизма и асоциального поведения среди учащихся

    в течение года

    Заместитель директора по ВР

    1.7

    Организация проверки библиотечного фонда на наличие материалов экстремистского характера, использования в образовательном процессе Интернет - ресурсов, несовместимых с воспитательными и образовательными задачами

    в течение года

    Библиотекарь, учитель информатики

    1.8

    Контроль за организацией досуга

    подростков во внеурочное время

    в течение года

    Социальный педагог,

    классные руководители

    1.9

    Обеспечение занятости обучающихся в каникулярное время

    по плану работы

    Заместитель директора по ВР

    1.10

    Семинары для классных руководителей по предупреждению распространения в подростковой среде национальной, расовой и религиозной вражды

    по графику

    Заместитель директора по ВР, социальный педагог, педагог-психолог

    1.11

    Повышение квалификации педагогов по профилактике социально-негативных явлений в молодежной среде

    в течение года

    Руководитель ОУ, социальный педагог, классные руководители, педагог-психолог, зам. директора по ВР, старший вожатый

    1.12

    Методический совет по обучению педагогического коллектива  вопросам профилактики терроризма и экстремизма в молодежной среде

    В течение года

    Педагоги, прошедшие курсы повышения квалификации

    2.

    Профилактическая работа с родителями, обучающимися

    2.1

    Тематические классные часы

    и беседы

    По плану РПВ

    Классные руководители

    2.2

    Знакомство учащихся с информацией по вопросам этнокультурного образования

    Постоянно

    Администрация школы, классные руководители, педагог ОДНКНР

    2.3

    Разъяснительные беседы родителям о межнациональных и меконфессиональных отношениях

    в течение года

    Социальный педагог

    2.4

    Взаимодействие с правоохранительными органами по вопросам профилактики терроризма и экстремизма

    По согласованию

    Заместитель директора по ВР

    2.5

    Проведение инструктажей по обеспечению безопасности жизнедеятельности учащихся на случай проявлений терроризма и экстремизма

    согласно плану

    Ответственный за проведение инструктажей, классные руководители

    2.6

    Систематическая работа спортивных секций, спортивного клуба

    в течение года

    Руководитель спортивного клуба, учителя физической культуры

    2.7

    Работа объединений дополнительного образования

    в течение года

    Педагоги дополнительного образования

    2.8

    Вовлечение учащихся, состоящих на различных видах контроля:

    в спортивные мероприятия и соревнования, конкурсы,

    фестивали, праздники, акции

    в течение года

    Классные руководители, старший вожатый

    2.9

    Участие в мероприятиях,

    посвященных Дню Победы

    Март - май

    Классные руководители, социальный педагог, старший вожатый, зам.директора по ВР

    2.10

    Консультации для родителей и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации

    По мере необходимости

    Социальный педагог, педагог-психолог

    2.11

    Проведение тематических занятий согласно учебного плана по предмету ОБиЗР

    в течение года

    Преподаватель ОБиЗР

    2.12

    Наполнение госпаблика ОУ позитивным, профилактическим контентом антиэкстремистской направленности

    Раз в месяц

    Ответственные за ведение госпаблика

    3.

    Мероприятия, проводимые совместно с субъектами профилактики

    3.1

    Проведение совместных мероприятий по противодействию экстремизма; об ответственности за участие в противоправных действиях с работниками правоохранительных органов

    По согласованию

    Заместитель директора по ВР, председатель Совета профилактики

    3.2

    Участие в общественно-значимых мероприятиях, организуемых национальными общественными объединениями

    в течение года

    Администрация школы

    3.3

    Применение в ОУ различных форм урочной и внеурочной деятельности, реализующих этнокультурное

    содержание образования

    в течение года

    Классные руководители

    3.4

    Участие в рейдах  по местам массового пребывания подростков, посещение  неблагополучных семей, семей опекаемых, состоящих на разных видах учета

    Согласно плана профилактической работы

    Заместитель директора по ВР, социальный педагог, Инспектор по защите прав детей, председатель Совета профилактики, классные руководители, представитель родительского комитета

    3.5

    Конкурсы рисунков, плакатов, буклетов, листовок направленных на профилактику терроризма и экстремизма, преступлений против личности, общества, государства

    в течение года

    Старшая вожатая,  классные руководители

    3.6

    Месячник безопасности

    Февраль

    Преподаватель ОБиЗР, социальный педагог, классные руководители

    3.7

    Проведение акций, конкурсов по толерантности и профилактике экстремизму

    в течение года

    Заместитель директора по ВР, старший вожатый, классные руководители

    3.8

    Организация встреч с воинами- интернационалистами, участниками

    СВО

    По согласованию

    Заместитель директора по ВР,  преподаватель ОБиЗР

    4.

    Работа социально – психологической службы по предотвращению экстремизма в образовательной среде

    4.1

    Анкетирование по определению психологического климата в коллективе

    2 раза в год

    Социальный педагог, педагог-психолог

    4.2

    Проведение бесед, лекций, семинаров, круглых столов по вопросам профилактики экстремизма

    в течение года

    Социальный педагог, педагог-психолог, классные руководители

    4.3

    Выступление на педагогических и методических советах по вопросам профилактики экстремизма

    В течение года

    Администрация ОУ, социальный педагог, педагог-психолог

    4.4

    Организация профилактической работы по правилам поведения при возникновении чрезвычайных ситуаций и при проведении массовых мероприятий

    в течение года

    Ответственный за проведение инструктажей, преподаватель ОБиЗР

    4.5

    Диагностика раннего выявления

    обучающихся, склонных к участию в экстремистских организациях

    По мере необходимости

    Педагог-психолог, классные руководители

    4.6

    Мониторинг по выявлению несовершеннолетних,

    относящихся к неформальным молодѐжным объединениям

    По мере необходимости

    Педагог-психолог, социальный педагог, классные руководители

    4.7

    Проведение СПТ: тестирование, анализ, составление и реализация планов профилактической работы,

    В начале года

    Педагог-психолог, социальный педагог

    5.

    Мероприятия по обеспечению информационной безопасности

    5.1

    Семинары, родительские собрания по профилактике обеспечения безопасности учащихся в сети Интернет

    в течение года

    Учитель информатики, классные руководители

    5.2

    Разработка памяток для участников образовательного процесса (учителей, учащихся и родителей) по безопасной работе в сети Интернет

    1 раз в четверть

    Социальный педагог, учитель информатики

    5.3

    Информационное наполнение официального сайта школы по профилактике безопасного использования сети Интернет, по противодействию насилия и жестокому обращению с детьми, по противодействию экстремизма и терроризма

    в течение года

    Социальный педагог, учитель информатики,  зам.директора по ВР, ответственный за ведение сайта

    5.4

    Проведение акции «Информирование о телефоне доверия – шаг к безопасности ребенка!»

    По плану РПВ

    Социальный педагог, актив Движения первых

    Сопровождение детей и подростков "группы риска" экстремистской направленности

    Формы работы: индивидуальная, групповая, смешанная.

    Направления работы: профориентационная работа с подростком группы риска; работа с семьей подростка группы риска; работа с педагогическим коллективом школы; работа со сверстниками, одноклассниками; работа со следующими организациями: служба занятости, КДН, спортивные клубы, досуговые организации по месту жительства; закрепление общественных наставников.

    Методы работы: 

        • анкетирование;
        • наблюдение;
        • курирование – способ сохранения и поддерживания контакта с подросткома, контроля ситуации;
        • интервенция  –  специфический  способ  «вхождения»  в  личностное пространство для минимизации (устранения) негативной адаптации и стимулирования позитивной адаптации личности в изменяющихся ситуациях;
        • коррекция – процесс исправления тех или иных нарушенных функций;
        • психолого-педагогическая поддержка – своевременное позитивное воздействие педагога (наставника) и родителей (взрослых) на подростков с целью выработки у них адекватной самооценки, способности противостоять негативному влиянию окружающих, эмоциональному шантажу, рэкету и оказание психологической помощи в решении этих проблем;
        • психологическая помощь – это особая деятельность, осуществляемая в процессе решения жизненно важной задачи, возникающей у подростка группы риска;
        • реабилитация – это система мероприятий по восстановлению психических функций, организованная определенным образом, оптимизирующая жизнь личности при непосредственном взаимодействии;
        • социально-психологическая профилактика – это предупреждение возможных негативных последствий поведения, нежелательных для обучения и развития подростков;
        • социально-психологическое сопровождение – протекающий во времени процесс создания социально-психологических условий изменения;
        • консультирование    –    превентивная,    упреждающая    помощь, предотвращающая развитие нежелательных осложнений.
        • тренинг – многофункциональный метод преднамеренных изменений психологических феноменов человека, группы и организации с целью гармонизации профессионального и личностного бытия человека.

    Анкетирование (проводится на начальной стадии работы), помогает выявить подростков "группы риска" экстремистской направленности.

    АНКЕТА УЧАЩЕГОСЯ

    Здравствуйте!

    Просим внимательно прочесть вопросы и отметить варианты, совпадающие с Вашим мнением. Будьте предельно искренними. Данный опрос является анонимным, поэтому подписывать анкету не нужно.

    1. НАСКОЛЬКО ВАЖНЫ ДЛЯ ВАС ИЗЛОЖЕННЫЕ НИЖЕ ЦЕННОСТИ, КАК главный смысл Вашей жизни?

    (ответ в каждой строке)

    ЦЕННОСТИ

    очень

    важно

    как и все

    остальное

    не очень

    важно

    1

    РОДИНА - смысл жизни в любви к России, к своему народу, к своей малой Родине, служении Отечеству

    3

    2

    1

    2

     ЧЕЛОВЕК - смысл жизни  в реализации предназначении человека: быть  свободным, жить соблюдая справедливость, милосердие, честь, достоинство;

    3

    2

    1

    3

    СЕМЬЯ  смысл жизни в  счастливой семейной жизни

    3

    2

    1

    4

    ЗАКОН И ПОРЯДОК- смысл жизни в  соблюдении Закона и наличия порядка в жизни

    3

    2

    1

    5

    ТРУД, ДОБРО, ТВОРЧЕСТВО - смысл жизни в  труде, творчестве и свершении добрых дел

    3

    2

    1

    6

    КРАСОТА- смысл жизни сделать окружающий мир прекрасным

    3

    2

    1

    7

    ВЕРА - смысл жизни  духовное совершенствование

    3

    2

    1

    8

    ИСТИНА – смысл жизни в поиске истины, обретении знаний, образовании

    3

    2

    1

    9

    ПРИРОДА, ЗДОРОВЬЕ, ЖИЗНЬ -  смысл жизни в сохранении природы и себя

    3

    2

    1

    10

    ЧЕЛОВЕЧЕСТВО - смысл жизни в мирном сосуществовании человечества

    3

    2

    1

    1. НАСКОЛЬКО ВАЖНЫ ДЛЯ ВАС СЛЕДУЮЩИЕ КАЧЕСТВА?

    (ответ в каждой строке)

    КАЧЕСТВА

    очень

    важно

    как и все остальное

    не очень

    важно

    1

    Аккуратность (умение содержать в порядке вещи, порядок в делах)

    3

    2

    1

    2

    Хорошие манеры

    3

    2

    1

    3

    Высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания)

    3

    2

    1

    4

    Жизнерадостность, чувство юмора

    3

    2

    1

    5

    Дисциплинированность.

    3

    2

    1

    6

    Независимость (стремление действовать самостоятельно, решительно)

    3

    2

    1

    7

    Критическое отношение к себе

    3

    2

    1

    8

    Нетерпимость к недостаткам других

    3

    2

    1

    9

    Образованность (широта знаний, высокая культура)

    3

    2

    1

    10

    Ответственность (чувство долга, выполнение обещаний)

    3

    2

    1

    11

    Рационализм (умение здраво и логично мыслить)

    3

    2

    1

    12

    Самоконтроль (сдержанность, самодисциплина)

    3

    2

    1

    13

    Смелость в отставании своих взглядов

    3

    2

    1

    14

    Твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями)

    3

    2

    1

    15

    Терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения)

    3

    2

    1

    16

    Широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки)

    3

    2

    1

    17

    Честность (правдивость, искренность)

    3

    2

    1

    18

    Эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе)

    3

    2

    1

    19

    Чуткость (заботливость)

    3

    2

    1

    20

    Справедливость

    3

    2

    1

    21

    Доброта

    3

    2

    1

    22

    Верность

    3

    2

    1

    23

    Сострадание

    3

    2

    1

    1. ЧТО В ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ ДЛЯ ВАС ЯВЛЯЕТСЯ РОДНЫМ, А ЧТО ЧУЖИМ?

    (ответ в каждой строке)

    Социальные среды

    Родное, здесь хорошо и уютно

    Чужое плохо и неприятно

    Затрудняюсь ответить

    Дом

    1

    2

    3

    Семья

    1

    2

    3

    Школа

    1

    2

    3

    Класс

    1

    2

    3

    Микрорайон

    1

    2

    3

    Улицы города

    1

    2

    3

    Учреждения доп. образования

    1

    2

    3

    Подвалы

    1

    2

    3

    Театры

    1

    2

    3

    Санкт-Петербург

    1

    2

    3

    Магазины

    1

    2

    3

    Клубы

    1

    2

    3

     

    1. КАКОЕ ПОВЕДЕНИЕ ХАРАКТЕРНО ДЛЯ ВАС?

    (один выбор)

    1

    Я никогда не буду выслушивать другую точку зрения, если считаю, что я прав

    1

    2

    Я готов выслушать иную точку зрения, хотя вряд ли соглашусь с ней, если считаю, что я прав

    2

    3

    Я готов согласится с другой точкой зрения, если мне докажут мою неправоту;

    3

    4

    Я считаю, что помимо моих взглядов на события могут существовать и другие

    4

    1. КАКАЯ ИЗ НИЖЕПЕРЕЧИСЛЕННЫХ ПОЗИЦИЙ ПО ОТНОШЕНИЮ К «ИНОМУ» (ЧУЖОМУ) ВАМ БЛИЖЕ ВСЕГО?

    (один выбор)

    1

    Активное осуждение, требование применения к “иному” репрессивных мер

    1

    2

    Осуждение, требование непримиримой борьбы, разоблачений, общественного запрета “чужого”, но без применения репрессивных мер

    2

    3

    Безразличное отношение к “чужому”, “иному”

    3

    4

    Неприятие “чужого”, но уважительное отношение к нему и его носителям

    4

    5

    Уважение к “чужому”, “иному”, борьба за то, чтобы оно не отторгалось в обществе и имело полное право быть достойно в нем представленным

    5

    1. ИМЕЕТЕ ЛИ ВЫ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ?

    (ответ в каждой строке)

     

    Да,

    четкое

    Не очень

    четкое

    Очень

    слабое

    1

    О социально-политической жизни России

    1

    2

    3

    2

    Об экономической жизни России

    1

    2

    3

    4

    Об истории России

    1

    2

    3

    5

    О культуре России

    1

    2

    3

    1. НАСКОЛЬКО СИЛЬНО ПРОЯВЛЯЕТСЯ У ВАС:

    (ответ в каждой строке)

    Очень

    сильно

    Достаточно

    сильно

    Не очень

    сильно

    1

    Любовь к Родине

    1

    2

    3

    2

    Гордость за наши достижения

    1

    2

    3

    3

    Желание видеть Россию процветающей

    1

    2

    3

    4

    Интерес к истории России

    1

    2

    3

    5

    Интерес к экономической жизни России

    1

    2

    3

    6

    Интерес к политической жизни России

    1

    2

    3

    1. НАСКОЛЬКО ВЫ УДОВЛЕТВОРЕНЫ:

    (ответ в каждой строке)

    Полностью удовлетворен

    В основном удовлетворен

    Не удовлетворен

    Затрудняюсь ответить

    1

    Ситуацией в своей учебной жизни

    1

    2

    3

    4

    2

    Ситуацией в своей личной жизни

    1

    2

    3

    4

    3

    Материальным положением своей семьи

    1

    2

    3

    4

    4

    Справедливостью в нашем обществе

    1

    2

    3

    4

    1. ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ СМЫСЛ НИЖЕ ПЕРЕЧИСЛЕННЫХ ПОНЯТИЙ?

    Да

    Нет

    Экстремизм

    1

    2

    Шовинизм

    1

    2

    Ксенофобия

    1

    2

    Патриотизм

    1

    2

    Национализм

    1

    2

    1. СЧИТАЕТЕ ЛИ ВЫ СЕБЯ ПАТРИОТОМ РОССИИ?

    (один выбор)

    1

    Да

    1

    2

    Нет

    2

    1. С КАКИМ УТВЕРЖДЕНИЕМ ВЫ СОГЛАСНЫ?

    (ответ в каждой строке)

     

    Полностью согласен

    Скорее согласен

    Скорее не согласен

    Не согласен

    1

    Интересы России выше моих собственных

    1

    2

    3

    4

    2

    Я готов встать на защиту своей Родины и своего народа

    1

    2

    3

    4

    4

    У меня вызывает чувство гордости современное политическое влияние России

    1

    2

    3

    4

    5

    Я горжусь культурой и традициями России

    1

    2

    3

    4

    6

    Я живу в России и не собираюсь никуда уезжать

    1

    2

    3

    4

    1. Я НЕ СЧИТАЮ ЧЕЛОВЕКА ПАТРИОТОМ, ЕСЛИ:

    (несколько выборов)

     

    1

    Не испытывает ни каких чувств к своей стране

    1

    2

    Считает, что интересы простых людей более значимы, чем государственные

    2

    3

    Вызывает чувство стыда историческое прошлое своего народа

    3

    4

    Политика нашего государства в отношении собственных граждан упраздняет патриотические чувства

    4

    5

    Желание уехать из России

    5

    6

    Другое (укажите)

    6

    1. НАСКОЛЬКО АКТУАЛЬНЫ, ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ, ДЛЯ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЁЖИ СЛЕДУЮЩИЕ ФОРМЫ ЭКСТРЕМИЗМА?

    (ответ в каждой строке)

    Да

    Скорее да

    Скорее нет

    Нет

    Религиозный

    1

    2

    3

    4

    Политический

    1

    2

    3

    4

    Этнический

    1

    2

    3

    4

    1. КАК ЧАСТО ВАМ ЛИЧНО ПРИХОДИТСЯ СТАЛКИВАТЬСЯ С РАЗЛИЧНЫМИ ФОМАМИ ЭКСТРЕМИЗМА?

    (ответ в каждой строке)

    Часто

    Редко

    Никогда

    Религиозный

    1

    2

    3

    Политический

    1

    2

    3

    Этнический

    1

    2

    3

    1. КАКОВЫ ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ЭКСТРЕМИЗМА В РОССИИ С ВАШЕЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ?

    (несколько выборов)

    1

    Несбалансированная миграционная политика

    1

    2

    Низкий престиж политической власти

    2

    3

    Неэффективность действий правоохранительных органов по отношению к проявлениям экстремизма

    3

    4

    Проблемы занятости на рынке труда

    4

    5

    Высокая степень неравенства в обществе

    5

    6

    Нагнетание национальных, религиозных, политических противоречий в СМИ

    6

    7

    Другое:

    7

    1. КАКОВЫ ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ЭКСТРЕМИСТСКИХ ДЕЙСТВИЙ СРЕДИ УЧАЩИХСЯ С ВАШЕЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ?

    (ответ в каждой строке)

    Согласен

    Частично согласен

    Не согласен

    1

    Низкий уровень развития и культуры учащихся

    1

    1

    1

    2

    Низкий уровень социального контроля со стороны школы

    2

    2

    2

    3

    Нежелание понимать «чужую» культуру

    3

    3

    3

    4

    Непринятие «стиля жизни» представителей «чужой» культуры

    4

    4

    4

    5

    Сопротивление навязывания ценностей представителей «другой» культуры

    5

    5

    5

    6

    Желание признания своей культуры лучшей со стороны представителей других культур

    6

    6

    6

    7

    Зависть к учащимся из более обеспеченных семей

    7

    7

    7

    8

    Желание выделиться в кругу сверстников

    8

    8

    8

    9

    Нежелание в целом соблюдать какие-либо нормы, презрение к ним.

    9

    9

    9

    10

    Желание почувствовать свою силу и власть

    10

    10

    10

    11

    Другое:

    11

    11

    11

    1. ВАШЕ ОТНОШЕНИЕ К РАЗЛИЧНЫМ СОЦИАЛЬНЫМ ГРУППАМ:

    (ответ в каждой строке)

    Да

    Нет

    Затрудняюсь ответит

    1

    Есть ли религии к представителям,  которых вы испытываете неприязнь?

    1

    2

    3

    2

    Есть ли национальности, к представителям которых вы испытываете неприязнь?

    1

    2

    3

    3

    Есть ли профессии к представителям которых вы испытываете неприязнь?

    1

    2

    3

    4

    Есть ли возраст к представителям которого вы испытываете неприязнь?

    1

    2

    3

    5

    Есть ли физические недостатки к которым вы испытываете неприязнь?

    1

    2

    3

    6

    Есть ли люди к которым вы испытываете неприязнь, из за их высокого материального состояния? (богатые)?

    1

    2

    3

    7

    Есть ли люди к которым вы испытываете неприязнь, из за их низкого материального состояния? (бедные)?

    1

    2

    3

    8

    Есть ли представители противоположного пола к которым вы испытываете неприязнь?

    1

    2

    3

    9

    Есть ли учащиеся в Вашем ОУ к которым вы испытываете неприязнь?

    1

    2

    3

    10

    Есть ли социальные группы,  к представителям которых Вы испытываете неприязнь  (наркоманы неумеренно пьющие, проститутки, гомосексуалисты, бомжи, нищие)?

    1

    2

    3

    11

    Есть ли представители субкультур к образу жизни которых Вы испытываете неприязнь?

    1

    2

    3

    1. СТАЛКИВАЯСЬ С ЛЮДЬМИ, ОТЛИЧАЮЩИМИСЯ ОТ ВАС ВНЕШНОСТЬЮ, НАЦИОНАЛЬНОЙ ИЛИ РЕЛИГИОЗНОЙ ПРЕНАДЛЕЖНОСТЬЮ ВЫ ОБЫЧНО:

    (один выбор)

    1

    Не обращая на них внимания

    1

    2

    Отношусь спокойно

    2

    3

    Не показываю свои чувства, хотя они мне не нравятся

    3

    4

    Негативно высказываюсь в их адрес

    4

    5

    Опасаюсь, стараюсь держаться подальше

    5

    6

    Реагирую агрессивно

    6

    7

    Другое (укажите):

    7

    1. ЕСЛИ ВЫ ЗНАЕТЕ О СУЩЕСТВОВАНИИ ЭКСТРЕМИСТСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ, НАЗОВИТЕ ИХ:

    ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Укажите:

    1. Пол                    1. Муж.                       2. Жен.
    2. Возраст  (полных лет)_______
    3. Класс _________________

    Большое спасибо!

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie