Формы работы: индивидуальная, групповая, смешанная.
Направления работы: профориентационная работа с подростком группы риска; работа с семьей подростка группы риска; работа с педагогическим коллективом школы; работа со сверстниками, одноклассниками; работа со следующими организациями: служба занятости, КДН, спортивные клубы, досуговые организации по месту жительства; закрепление общественных наставников.
Методы работы:
-
-
- анкетирование;
- наблюдение;
- курирование – способ сохранения и поддерживания контакта с подросткома, контроля ситуации;
- интервенция – специфический способ «вхождения» в личностное пространство для минимизации (устранения) негативной адаптации и стимулирования позитивной адаптации личности в изменяющихся ситуациях;
-
-
-
- коррекция – процесс исправления тех или иных нарушенных функций;
- психолого-педагогическая поддержка – своевременное позитивное воздействие педагога (наставника) и родителей (взрослых) на подростков с целью выработки у них адекватной самооценки, способности противостоять негативному влиянию окружающих, эмоциональному шантажу, рэкету и оказание психологической помощи в решении этих проблем;
- психологическая помощь – это особая деятельность, осуществляемая в процессе решения жизненно важной задачи, возникающей у подростка группы риска;
- реабилитация – это система мероприятий по восстановлению психических функций, организованная определенным образом, оптимизирующая жизнь личности при непосредственном взаимодействии;
- социально-психологическая профилактика – это предупреждение возможных негативных последствий поведения, нежелательных для обучения и развития подростков;
- социально-психологическое сопровождение – протекающий во времени процесс создания социально-психологических условий изменения;
- консультирование – превентивная, упреждающая помощь, предотвращающая развитие нежелательных осложнений.
-
-
-
- тренинг – многофункциональный метод преднамеренных изменений психологических феноменов человека, группы и организации с целью гармонизации профессионального и личностного бытия человека.
-
Анкетирование (проводится на начальной стадии работы), помогает выявить подростков "группы риска" экстремистской направленности.
АНКЕТА УЧАЩЕГОСЯ
Здравствуйте!
Просим внимательно прочесть вопросы и отметить варианты, совпадающие с Вашим мнением. Будьте предельно искренними. Данный опрос является анонимным, поэтому подписывать анкету не нужно.
- НАСКОЛЬКО ВАЖНЫ ДЛЯ ВАС ИЗЛОЖЕННЫЕ НИЖЕ ЦЕННОСТИ, КАК главный смысл Вашей жизни?
(ответ в каждой строке)
№ |
ЦЕННОСТИ |
очень важно |
как и все остальное |
не очень важно |
1 |
РОДИНА - смысл жизни в любви к России, к своему народу, к своей малой Родине, служении Отечеству |
3 |
2 |
1 |
2 |
ЧЕЛОВЕК - смысл жизни в реализации предназначении человека: быть свободным, жить соблюдая справедливость, милосердие, честь, достоинство; |
3 |
2 |
1 |
3 |
СЕМЬЯ смысл жизни в счастливой семейной жизни |
3 |
2 |
1 |
4 |
ЗАКОН И ПОРЯДОК- смысл жизни в соблюдении Закона и наличия порядка в жизни |
3 |
2 |
1 |
5 |
ТРУД, ДОБРО, ТВОРЧЕСТВО - смысл жизни в труде, творчестве и свершении добрых дел |
3 |
2 |
1 |
6 |
КРАСОТА- смысл жизни сделать окружающий мир прекрасным |
3 |
2 |
1 |
7 |
ВЕРА - смысл жизни духовное совершенствование |
3 |
2 |
1 |
8 |
ИСТИНА – смысл жизни в поиске истины, обретении знаний, образовании |
3 |
2 |
1 |
9 |
ПРИРОДА, ЗДОРОВЬЕ, ЖИЗНЬ - смысл жизни в сохранении природы и себя |
3 |
2 |
1 |
10 |
ЧЕЛОВЕЧЕСТВО - смысл жизни в мирном сосуществовании человечества |
3 |
2 |
1 |
- НАСКОЛЬКО ВАЖНЫ ДЛЯ ВАС СЛЕДУЮЩИЕ КАЧЕСТВА?
(ответ в каждой строке)
№ |
КАЧЕСТВА |
очень важно |
как и все остальное |
не очень важно |
1 |
Аккуратность (умение содержать в порядке вещи, порядок в делах) |
3 |
2 |
1 |
2 |
Хорошие манеры |
3 |
2 |
1 |
3 |
Высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания) |
3 |
2 |
1 |
4 |
Жизнерадостность, чувство юмора |
3 |
2 |
1 |
5 |
Дисциплинированность. |
3 |
2 |
1 |
6 |
Независимость (стремление действовать самостоятельно, решительно) |
3 |
2 |
1 |
7 |
Критическое отношение к себе |
3 |
2 |
1 |
8 |
Нетерпимость к недостаткам других |
3 |
2 |
1 |
9 |
Образованность (широта знаний, высокая культура) |
3 |
2 |
1 |
10 |
Ответственность (чувство долга, выполнение обещаний) |
3 |
2 |
1 |
11 |
Рационализм (умение здраво и логично мыслить) |
3 |
2 |
1 |
12 |
Самоконтроль (сдержанность, самодисциплина) |
3 |
2 |
1 |
13 |
Смелость в отставании своих взглядов |
3 |
2 |
1 |
14 |
Твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями) |
3 |
2 |
1 |
15 |
Терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения) |
3 |
2 |
1 |
16 |
Широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки) |
3 |
2 |
1 |
17 |
Честность (правдивость, искренность) |
3 |
2 |
1 |
18 |
Эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе) |
3 |
2 |
1 |
19 |
Чуткость (заботливость) |
3 |
2 |
1 |
20 |
Справедливость |
3 |
2 |
1 |
21 |
Доброта |
3 |
2 |
1 |
22 |
Верность |
3 |
2 |
1 |
23 |
Сострадание |
3 |
2 |
1 |
- ЧТО В ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ ДЛЯ ВАС ЯВЛЯЕТСЯ РОДНЫМ, А ЧТО ЧУЖИМ?
(ответ в каждой строке)
№ |
Социальные среды |
Родное, здесь хорошо и уютно |
Чужое плохо и неприятно |
Затрудняюсь ответить |
|
Дом |
1 |
2 |
3 |
|
Семья |
1 |
2 |
3 |
|
Школа |
1 |
2 |
3 |
|
Класс |
1 |
2 |
3 |
|
Микрорайон |
1 |
2 |
3 |
|
Улицы города |
1 |
2 |
3 |
|
Учреждения доп. образования |
1 |
2 |
3 |
|
Подвалы |
1 |
2 |
3 |
|
Театры |
1 |
2 |
3 |
|
Санкт-Петербург |
1 |
2 |
3 |
|
Магазины |
1 |
2 |
3 |
|
Клубы |
1 |
2 |
3 |
- КАКОЕ ПОВЕДЕНИЕ ХАРАКТЕРНО ДЛЯ ВАС?
(один выбор)
1 |
Я никогда не буду выслушивать другую точку зрения, если считаю, что я прав |
1 |
2 |
Я готов выслушать иную точку зрения, хотя вряд ли соглашусь с ней, если считаю, что я прав |
2 |
3 |
Я готов согласится с другой точкой зрения, если мне докажут мою неправоту; |
3 |
4 |
Я считаю, что помимо моих взглядов на события могут существовать и другие |
4 |
- КАКАЯ ИЗ НИЖЕПЕРЕЧИСЛЕННЫХ ПОЗИЦИЙ ПО ОТНОШЕНИЮ К «ИНОМУ» (ЧУЖОМУ) ВАМ БЛИЖЕ ВСЕГО?
(один выбор)
1 |
Активное осуждение, требование применения к “иному” репрессивных мер |
1 |
2 |
Осуждение, требование непримиримой борьбы, разоблачений, общественного запрета “чужого”, но без применения репрессивных мер |
2 |
3 |
Безразличное отношение к “чужому”, “иному” |
3 |
4 |
Неприятие “чужого”, но уважительное отношение к нему и его носителям |
4 |
5 |
Уважение к “чужому”, “иному”, борьба за то, чтобы оно не отторгалось в обществе и имело полное право быть достойно в нем представленным |
5 |
- ИМЕЕТЕ ЛИ ВЫ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ?
(ответ в каждой строке)
№ |
Да, четкое |
Не очень четкое |
Очень слабое |
|
1 |
О социально-политической жизни России |
1 |
2 |
3 |
2 |
Об экономической жизни России |
1 |
2 |
3 |
4 |
Об истории России |
1 |
2 |
3 |
5 |
О культуре России |
1 |
2 |
3 |
- НАСКОЛЬКО СИЛЬНО ПРОЯВЛЯЕТСЯ У ВАС:
(ответ в каждой строке)
№ |
Очень сильно |
Достаточно сильно |
Не очень сильно |
|
1 |
Любовь к Родине |
1 |
2 |
3 |
2 |
Гордость за наши достижения |
1 |
2 |
3 |
3 |
Желание видеть Россию процветающей |
1 |
2 |
3 |
4 |
Интерес к истории России |
1 |
2 |
3 |
5 |
Интерес к экономической жизни России |
1 |
2 |
3 |
6 |
Интерес к политической жизни России |
1 |
2 |
3 |
- НАСКОЛЬКО ВЫ УДОВЛЕТВОРЕНЫ:
(ответ в каждой строке)
№ |
Полностью удовлетворен |
В основном удовлетворен |
Не удовлетворен |
Затрудняюсь ответить |
|
1 |
Ситуацией в своей учебной жизни |
1 |
2 |
3 |
4 |
2 |
Ситуацией в своей личной жизни |
1 |
2 |
3 |
4 |
3 |
Материальным положением своей семьи |
1 |
2 |
3 |
4 |
4 |
Справедливостью в нашем обществе |
1 |
2 |
3 |
4 |
- ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ СМЫСЛ НИЖЕ ПЕРЕЧИСЛЕННЫХ ПОНЯТИЙ?
Да |
Нет |
|
Экстремизм |
1 |
2 |
Шовинизм |
1 |
2 |
Ксенофобия |
1 |
2 |
Патриотизм |
1 |
2 |
Национализм |
1 |
2 |
- СЧИТАЕТЕ ЛИ ВЫ СЕБЯ ПАТРИОТОМ РОССИИ?
(один выбор)
1 |
Да |
1 |
2 |
Нет |
2 |
- С КАКИМ УТВЕРЖДЕНИЕМ ВЫ СОГЛАСНЫ?
(ответ в каждой строке)
№ |
Полностью согласен |
Скорее согласен |
Скорее не согласен |
Не согласен |
|
1 |
Интересы России выше моих собственных |
1 |
2 |
3 |
4 |
2 |
Я готов встать на защиту своей Родины и своего народа |
1 |
2 |
3 |
4 |
4 |
У меня вызывает чувство гордости современное политическое влияние России |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Я горжусь культурой и традициями России |
1 |
2 |
3 |
4 |
6 |
Я живу в России и не собираюсь никуда уезжать |
1 |
2 |
3 |
4 |
- Я НЕ СЧИТАЮ ЧЕЛОВЕКА ПАТРИОТОМ, ЕСЛИ:
(несколько выборов)
1 |
Не испытывает ни каких чувств к своей стране |
1 |
2 |
Считает, что интересы простых людей более значимы, чем государственные |
2 |
3 |
Вызывает чувство стыда историческое прошлое своего народа |
3 |
4 |
Политика нашего государства в отношении собственных граждан упраздняет патриотические чувства |
4 |
5 |
Желание уехать из России |
5 |
6 |
Другое (укажите) |
6 |
- НАСКОЛЬКО АКТУАЛЬНЫ, ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ, ДЛЯ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЁЖИ СЛЕДУЮЩИЕ ФОРМЫ ЭКСТРЕМИЗМА?
(ответ в каждой строке)
Да |
Скорее да |
Скорее нет |
Нет |
|
Религиозный |
1 |
2 |
3 |
4 |
Политический |
1 |
2 |
3 |
4 |
Этнический |
1 |
2 |
3 |
4 |
- КАК ЧАСТО ВАМ ЛИЧНО ПРИХОДИТСЯ СТАЛКИВАТЬСЯ С РАЗЛИЧНЫМИ ФОМАМИ ЭКСТРЕМИЗМА?
(ответ в каждой строке)
Часто |
Редко |
Никогда |
|
Религиозный |
1 |
2 |
3 |
Политический |
1 |
2 |
3 |
Этнический |
1 |
2 |
3 |
- КАКОВЫ ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ЭКСТРЕМИЗМА В РОССИИ С ВАШЕЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ?
(несколько выборов)
1 |
Несбалансированная миграционная политика |
1 |
2 |
Низкий престиж политической власти |
2 |
3 |
Неэффективность действий правоохранительных органов по отношению к проявлениям экстремизма |
3 |
4 |
Проблемы занятости на рынке труда |
4 |
5 |
Высокая степень неравенства в обществе |
5 |
6 |
Нагнетание национальных, религиозных, политических противоречий в СМИ |
6 |
7 |
Другое: |
7 |
- КАКОВЫ ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ЭКСТРЕМИСТСКИХ ДЕЙСТВИЙ СРЕДИ УЧАЩИХСЯ С ВАШЕЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ?
(ответ в каждой строке)
Согласен |
Частично согласен |
Не согласен |
||
1 |
Низкий уровень развития и культуры учащихся |
1 |
1 |
1 |
2 |
Низкий уровень социального контроля со стороны школы |
2 |
2 |
2 |
3 |
Нежелание понимать «чужую» культуру |
3 |
3 |
3 |
4 |
Непринятие «стиля жизни» представителей «чужой» культуры |
4 |
4 |
4 |
5 |
Сопротивление навязывания ценностей представителей «другой» культуры |
5 |
5 |
5 |
6 |
Желание признания своей культуры лучшей со стороны представителей других культур |
6 |
6 |
6 |
7 |
Зависть к учащимся из более обеспеченных семей |
7 |
7 |
7 |
8 |
Желание выделиться в кругу сверстников |
8 |
8 |
8 |
9 |
Нежелание в целом соблюдать какие-либо нормы, презрение к ним. |
9 |
9 |
9 |
10 |
Желание почувствовать свою силу и власть |
10 |
10 |
10 |
11 |
Другое: |
11 |
11 |
11 |
- ВАШЕ ОТНОШЕНИЕ К РАЗЛИЧНЫМ СОЦИАЛЬНЫМ ГРУППАМ:
(ответ в каждой строке)
Да |
Нет |
Затрудняюсь ответит |
||
1 |
Есть ли религии к представителям, которых вы испытываете неприязнь? |
1 |
2 |
3 |
2 |
Есть ли национальности, к представителям которых вы испытываете неприязнь? |
1 |
2 |
3 |
3 |
Есть ли профессии к представителям которых вы испытываете неприязнь? |
1 |
2 |
3 |
4 |
Есть ли возраст к представителям которого вы испытываете неприязнь? |
1 |
2 |
3 |
5 |
Есть ли физические недостатки к которым вы испытываете неприязнь? |
1 |
2 |
3 |
6 |
Есть ли люди к которым вы испытываете неприязнь, из за их высокого материального состояния? (богатые)? |
1 |
2 |
3 |
7 |
Есть ли люди к которым вы испытываете неприязнь, из за их низкого материального состояния? (бедные)? |
1 |
2 |
3 |
8 |
Есть ли представители противоположного пола к которым вы испытываете неприязнь? |
1 |
2 |
3 |
9 |
Есть ли учащиеся в Вашем ОУ к которым вы испытываете неприязнь? |
1 |
2 |
3 |
10 |
Есть ли социальные группы, к представителям которых Вы испытываете неприязнь (наркоманы неумеренно пьющие, проститутки, гомосексуалисты, бомжи, нищие)? |
1 |
2 |
3 |
11 |
Есть ли представители субкультур к образу жизни которых Вы испытываете неприязнь? |
1 |
2 |
3 |
- СТАЛКИВАЯСЬ С ЛЮДЬМИ, ОТЛИЧАЮЩИМИСЯ ОТ ВАС ВНЕШНОСТЬЮ, НАЦИОНАЛЬНОЙ ИЛИ РЕЛИГИОЗНОЙ ПРЕНАДЛЕЖНОСТЬЮ ВЫ ОБЫЧНО:
(один выбор)
1 |
Не обращая на них внимания |
1 |
2 |
Отношусь спокойно |
2 |
3 |
Не показываю свои чувства, хотя они мне не нравятся |
3 |
4 |
Негативно высказываюсь в их адрес |
4 |
5 |
Опасаюсь, стараюсь держаться подальше |
5 |
6 |
Реагирую агрессивно |
6 |
7 |
Другое (укажите): |
7 |
- ЕСЛИ ВЫ ЗНАЕТЕ О СУЩЕСТВОВАНИИ ЭКСТРЕМИСТСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ, НАЗОВИТЕ ИХ:
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Укажите:
- Пол 1. Муж. 2. Жен.
- Возраст (полных лет)_______
- Класс _________________
Большое спасибо!