МКОУ "Верхказанская СОШ"
с. Верх-Казанка
  • Наставничество

    Найдено: 3

    Нормативно правовые основы наставничества

    Наставничеством является выполнение работником по поручению работодателя работы по оказанию другому работнику помощи в овладении навыками работы на производстве и (или) рабочем месте по полученной (получаемой) другим работником профессии (специальности).

    Наставничество – форма обеспечения профессионального становления, развития и адаптации к квалифицированному исполнению должностных обязанностей лиц, в отношении которых осуществляется наставничество.

    Педагогическими работниками являются работники образовательных организаций, перечисленные в постановлении Правительства Российской Федерации от 8 августа 2013 г. № 678 «Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций».

    Наставляемый - участник программы наставничества, который через взаимодействие с наставником и при его помощи и поддержке решает конкретные жизненные, личные и профессиональные задачи, приобретает новый опыт и развивает новые навыки и компетенции. В конкретных формах наставляемый может быть определен термином "обучающийся".

    Наставник - участник программы наставничества, имеющий успешный опыт в достижении жизненного, личностного и профессионального результата, готовый и компетентный поделиться опытом и навыками, необходимыми для стимуляции и поддержки процессов самореализации и самосовершенствования наставляемого.

    Куратор - сотрудник организации, осуществляющей деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным программам и программам среднего профессионального образования, либо организации из числа ее партнеров, который отвечает за организацию программы наставничества.

    Система (целевая модель) наставничества в системе общего образования ориентирована на реализацию федерального проекта "Современная школа", в системе дополнительного образования - на реализацию федерального проекта "Успех каждого ребенка", в системе среднего профессионального образования - на реализацию федерального проекта "Молодые профессионалы", что выражается в различных направлениях деятельности, результатах и показателях.

    Определить следующие национальные цели развития Российской Федерации (далее - национальные цели) на период до 2030 года:

    а) сохранение населения, здоровье и благополучие людей;

    б) возможности для самореализации и развития талантов;

    в) комфортная и безопасная среда для жизни;

    г) достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство;

    д) цифровая трансформация.

    Наставничество - универсальная технология передачи опыта, знаний, формирования навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей через неформальное взаимообогащающее общение, основанное на доверии и партнерстве.

    Форма наставничества - способ реализации целевой модели через организацию работы наставнической пары или группы, участники которой находятся в заданной обстоятельствами ролевой ситуации, определяемой основной деятельностью и позицией участников.

    Программа наставничества - комплекс мероприятий и формирующих их действий, направленный на организацию взаимоотношений наставника и наставляемого в конкретных формах для получения ожидаемых результатов.

    Наставничество как процесс сопровождения детей и подростков

    Цель наставничества в образовании — реализация комплекса мер по созданию эффективной среды, способствующей непрерывному профессиональному росту и самоопределению, личностному и социальному развитию педагогических работников, самореализации и закреплению молодых/начинающих специалистов в педагогической профессии. 

    Цели наставничества в образовании:

    • Подготовка обучающихся к самостоятельной, осознанной и социально продуктивной деятельности в современном мире. 
    • Раскрытие личностного, творческого, профессионального потенциала каждого обучающегося, поддержка формирования и реализации индивидуальной образовательной траектории. 
    • Создание психологически комфортной среды для развития и повышения квалификации педагогов, увеличение числа закрепившихся в профессии педагогических кадров. 
    • Создание канала эффективного обмена личностным, жизненным и профессиональным опытом для каждого субъекта образовательной и профессиональной деятельности. 
    • Формирование открытого и эффективного сообщества вокруг образовательной организации, способного на комплексную поддержку её деятельности, в котором выстроены доверительные и партнёрские отношения. 

    – подготовка обучающегося к самостоятельной, осознанной и социально продуктивной деятельности в современном мире, отличительными особенностями которого являются нестабильность, неопределенность, изменчивость, сложность, информационная насыщенность;

    – раскрытие личностного, творческого, профессионального потенциала каждого обучающегося, поддержка формирования и реализации индивидуальной образовательной траектории;

    – создание психологически комфортной среды для развития и повышения квалификации педагогов, увеличение числа закрепившихся в профессии педагогических кадров;

    – создание канала эффективного обмена личностным, жизненным и профессиональным опытом для каждого субъекта образовательной и профессиональной деятельности;

    – формирование открытого и эффективного сообщества вокруг образовательной организации, способного на комплексную поддержку ее деятельности, в котором выстроены доверительные и партнерские отношения.

    Общие принципы:

    • Принцип научности.  Предполагает применение научно обоснованных и проверенных технологий. 
    • Принцип системности. Предполагает разработку и реализацию программы наставничества с максимальным охватом всех необходимых компонентов. 
    • Принцип стратегической целостности.  Определяет единую целостную стратегию реализации программы наставничества. 
    • Принцип легитимности.  Требует соответствия деятельности по реализации программы наставничества законодательству Российской Федерации и нормам международного права. 
    • Принцип обеспечения суверенных прав личности.  Предполагает честность и открытость взаимоотношений, не допускает покушений на тайну личной жизни, какого-либо воздействия или взаимодействия обманным путём. 
    • Принцип аксиологичности.  Подразумевает формирование у наставляемого ценностей законопослушности, уважения к личности, государству и окружающей среде, общечеловеческих ценностей. 
    • Принцип продвижения благополучия и безопасности подростка (принцип «не навреди»).  Предполагает реализацию программы наставничества таким образом, чтобы максимально избежать риска нанесения вреда наставляемому. 
    • Принцип личной ответственности.  Предполагает ответственное поведение куратора и наставника по отношению к наставляемому и программе наставничества, устойчивость к влиянию стереотипов и предшествующего опыта. 
    • Принцип индивидуализации и индивидуальной адекватности.  Направлен на сохранение индивидуальных приоритетов в создании для наставляемого собственной траектории развития, предполагает реализацию программы наставничества с учётом возрастных, гендерных, культурных, национальных, религиозных и других особенностей наставляемого. 
    • Принцип равенства. Признаёт, что программа наставничества реализуется людьми, имеющими разные гендерные, культурные, национальные, религиозные и другие особенности. 

    Некоторые принципы наставничества как сопровождения детей и подростков:

    - личностный поход, реализуемый в формуле: любить, понимать, принимать, сострадать, помогать;

    - системность  -  необходимость  всестороннего  анализа  проблемы социальной дезадаптации подростка и применения системы мероприятий, адекватных выявленной проблематике;

    - оптимистическая гипотеза - вера в подростка, опора на положительное в нем, формирование деятельностного подхода «сделай себя личностью сам»;

    - объективность подхода к подростку -знание многообразных аспектов жизнедеятельности школьного коллектива и каждой личности, выработка непредвзятых рекомендаций, учет возрастных особенностей личности (индивидуальных черт, склонностей, нравственной позиции);

    - коммуникативность - способность к быстрому и оперативному общению, налаживанию связей и координации со всеми субъектами социально- психолого-педагогического сопровождения (администрацией школы, педагогами, родителями, врачами, социальными педагогами, психологами, юристами, федеральными и местными властями и другими категориями) для быстрого нахождения средств социально-педагогической и других видов помощи ребенку;

    - неразглашение информации о ребенке и его семье;

    - уважение достоинства и культуры всех народов;

    - оказание взаимной помощи, безвозмездные услуги лично, либо организованно в духе партнерства и братства;

    - превращение  наставничества  в  элемент  личного  совершенствования, приобретения новых знаний и навыков, выявления способностей, стимулируя для этого инициативу и творчество людей, давая каждому возможность быть созидателем, а не пользователем;

    - стимулирование чувства ответственности.

    Практики в области наставничества

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie